Уроки новичка

Уроки новичка

На этом уроке мы рассмотрим те моменты, которые могут отличать начинающего режиссера от режиссера с опытом.

Казалось бы, фильм сделан правильно, все четко, с грамотной сверхзадачей, с грамотным идейно-тематическим анализом и четко выстроен сквозной ход. Однако видно, что что-то в фильме не то. Скорее всего, это то, что отличает новичка от опытного режиссера. Итак, будет несколько пунктов, разберем эти пункты.

Итак, 1) это какой-нибудь прямолинейный текст сценария, что в кадре, что за кадром, или обычные избитые вопросы, заданные в интервью, и, следовательно, примитивные ответы реального героя. Все это приводит к примитиву. Все вроде бы и грамотно, но в совокупности текста, вопросов и ответов приводит к общему примитиву. Следовательно, грамотный, но примитивный текст, грамотные, но примитивные вопросы, заданные в интервью, и, следовательно, примитивные ответы реального героя;

Далее, 2) слишком много совпадений, то есть ваш герой делает то, что и так понятно. То есть, когда ваш герой делает что-то слишком примитивно, то есть опять же примитив уже в действии ведущего, и действия ведущего так же примитивны, соответственно, зрителю уже наперед понятно, что будет дальше. Отсюда и весь фильм может стать неинтересным;

3) слишком частые сноски, то есть, когда вы слишком часто прерываете фильм различными сбивками, отступлениями. Это может легко сбить с толку зрителя, он начнет путаться – то ли речь идет о сноске, то ли речь идет о самом фильме. И раз уж мы приводим примеры из фильма Брянский 41-й, то есть военный фильм «А зори здесь тихие», где есть такие сбивки, где показываются эпизоды из жизни героинь довоенного времени. Из более популярных фильмов можно привести примеры из фильма «Белое солнце пустыни», эпизоды, когда Сухов пишет письма своей супруге;

4) Называется описание картинки. То есть, Вы за кадром рассказываете то, что и так видно на картинке, то есть ничего не добавляя, Вы рассказываете то, что зритель и так понимает без Вашего рассказа и так все видит по картинке, то есть зритель не должен понимать без слов то, что Вы говорите словами, зритель и без вашего рассказа понимает, что происходит в кадре. То есть текст должен говорить больше, чем показывается на картинке, так возможно не всегда, но в большинстве случаев;

Далее 5) Это такие понятия как «идеальный герой» и «абсолютный злодей». То есть Вы должны знать, что, как и у положительного героя могут быть свои недостатки, так и у отрицательного героя есть свои положительные качества;

Теперь 6) правило, здесь, наоборот пассивный положительный герой и так же может быть и пассивный злодей, но сделать злодея пассивным довольно трудно, а вот положительный герой таковым может быть. Герой должен сразу выделяться среди остальных, совершать поступки, которые не каждый способен совершить. В документальном фильме это может быть ветеран войны, который тогда с автоматом шел в бой. Даже это вы должны показать, представить в активном образе, а не в пассивном. То есть, ваш герой должен быть активным;

Следующее 7) Это банальная съемка, банальный кадр, то есть если раньше мы говорили о примитивном тексте, примитивном действии, то теперь поговорим о примитивной съемке. Банальная съемка, банальный кадр возникают тогда, когда ваш оператор снимает до такой степени примитивно, что становится просто скучно, и, как правило, неинтересно, то есть, в кадре нет толком ни заднего плана, непонятен передний план. Старайтесь в съемке искать смысл;

Далее 8) многие начинающие режиссеры-операторы делают такую ошибку: снимают подряд одни и те же планы. Например, сразу подряд несколько сцен крупным планом или же общим планом. Согласитесь, будет некрасиво, когда постоянно идет общий обзор чего-либо. Общий план – это когда Вы заостряете внимание зрителя на больших объектах: горизонты, поля, леса, часть города, часть улицы, где люди, как правило, снимаются мелкими. Крупный план – это когда Вы снимаете человека, своего ведущего фильма или реального героя. Вы берете его во весь кадр. Впрочем, залезать далеко мы не будем, поскольку в другом разделе будет отведен специальный урок, где мы о планах поговорим более подробно.

Теперь 9) это тогда, когда ведущий или любой другой актер ведет себя достаточно вяло. Он не вживается в то, о чем говорит, что хочет показать, что хочет сказать, не подчеркивает важные моменты в сказанном, а порой и вовсе сам не понимает, о чем говорит. Режиссер не должен давать поблажку подобным вещам, тщательно за этим следить, а замечать когда ведущий не полностью отдается своему делу. Неопытный режиссер может это проглядеть, особенно если небрежность ведущего не очень заметна, но все таки заметна.

Далее 10) Это неправильное освещение. На этом мы не будем задерживаться, и так понятно. Просто надо обратить внимание на то, что достаточно ли освещение когда вы снимаете в помещении, доме, в цеху. Особенно, если у вас камера не самая профессиональная. Если вы снимаете на улице при ярком солнце, постарайтесь, чтобы оно не слишком слепило лицо, замечайте, куда падают тени. В общем, об этом подробнее мы поговорим на другом уроке, в другом разделе.

Далее 11) Это низкое качество звука. Об этом мы тоже будем говорить в другом разделе, в другом уроке. Посоветую лишь одно – ищите свой звук, свой способ записи. И опять об этом мы позже еще поговорим.

Далее 12) Это переходы от одного эпизода к другому. Главное – смотрите, чтобы переходы были плавными, чтобы они сливались в единое целое незаметно для зрителя. Если зритель начнет делить фильм на эпизоды, если, конечно, зритель – не специалист-аналитик Вашего фильма, а простой зритель, то это плохо, это значит, что эпизоды Ваши «срослись» неудачно или не совсем удачно. Нужно усвоить такое правило: из концовки одного эпизода должно вытекать начало следующего по принципу «а что же будет дальше?».

И последнее правило. Вы должны проследить за концовкой фильма, обратить на нее дополнительное внимание. У Вас концовка должна быть не просто сильной, а должна еще и логично вытекать из всего фильма. Это очень важный момент. Чтоб зритель не сказал, что концовка сильная и интересная, но причем здесь остальной фильм, то есть она должна подводить логичную жирную черту, причем громкую черту, а не быть жирной громкой чертой под Вашем фильмом.

На этом мы наши уроки новичка закончим, до встречи.