Сценическая речь – теория

Сценическая речь – теория

Сегодня мы поговорим о сценической речи. Разумеется, в любом фильме, какой бы вы фильм ни придумали, вам или вашим ведущим придется говорить, в кадре или за кадром, разницы нет.

Поэтому отдельно вам придется изучить то, как правильно говорить, на што делать акценты, какие существуют правила в произношении, так же, как существуют правила правописания. Хочу заострить ваше внимание – если у вас есть логопедические отклонения, но вы все же хотите уметь четко говорить, а это необходимо для ведущих, то вам нужно обязательно обратиться к логопеду. Из итого урока вы должны усвоить, что ваша речь в фильме должна звучать более натурально, более понятно, красочно, компактно и конкретно, чем повседневная речь.

За основу современного произношения, как и почти 100 лет назад, принят московский говор, который подразумевает «аканье», а не «оканье». Например, произносится пагода, а не погода, сабака, а не собака. Следующая особенность произношения – это «гаканье», то есть произношение г как гх, а это неправильно. Но если в обыденной речи люди могут произносить голова, нога, как гхолова, ногха, то есть что-то между г и х, то вы должны произносить четко г. Также в просторечии почему-то принято говорить в конце звук х вместо г – вдрух, нох, снех, когда нужно говорить вдруг, ног, снег.

Но вернемся к гласным.

Начнем с первого правила. А и О под ударением не изменяются, например в словах работа, море они полностью звучат.

2-е В предударном слоге о, как мы уже упоминали, принято произносить, как короткий звук а: не ворона, а варона, не хочу, а хачу. Звук а произносится коротко, как в слове салат.

3-е Не ударные о и а, занимающие второе или третье место после ударного слога, звучат, как среднее между а и ы: пишем подворотня, произносим п[аы]дворотня, голос – гол[аы]с, робот – роб[аы]т.

4-е Однако в начале слова не ударные о и а переходят в произношении в короткое а: отнимать – атнимать, апельсин.

5-е Сдвоенные аа, оо или оа, ао звучат, как среднее между [аы] и короткое а: по Арбату п[аы] арбату.

Продолжим с гласными:

Я произносится как [йа]

Ё произносится как [йо]

Ю произносится как [йу]

Е произносится как [йэ]

Звук э иногда может сливаться с е и произносится, как среднее между е и э, например, в слове лень – леэнь.

Также гласный звук а и е после ж, ш, ц произносится, как среднее между э и ы: жалеть, желать, шептать, цена.

Окончание прилагательных во множественном числе именительного падежа -ые, -ие звучат, как -ыи, -ии: синие – синии, московские – московскии, злые – злыи.

Следующее правило знает каждый человек, владеющий русским языком, но для полноты я его напомню: жи – ши пишется через и, но произносится ы. Также в некоторых словах мы пишем после ц букву и, а произносить нужно ы – цирк, а цыпленок пишется и говорится через ы.

Еще, например, в сочетаниях с иглой, сор из избы, в институте буква и читается, как среднее между и и ы

Подведем итог: звук и переходит в ы, если находится после твердой согласной предлога или если предыдущее слово заканчивается твердой согласной.

Старорусские союзы произносятся с укороченным гласным звуком между а и ы: коль – к[аы]ль, дескать – деск[аы]ть.

Звук Я неударная в произношении звучит, как среднее между Е и И, например, пишется явление, а произносится евление, пишется кипятить, произносится кипитить, тяжелый – тежелый.

Следующее: Е не ударная произносится, как среднее между Е и И, легенда, река.

Далее: Е под ударением перед твердыми согласными, а также в конце слова звучит широко и открыто, а перед мягкими – закрыто пел – открыто, пели – закрыто, влез – открыто, влезь – закрыто, свет – открыто, светит – закрыто.

Теперь поговорим о согласных.

1-е Звонкие согласные в конце слова заменяются соответственно глухими: пишется гриб, а произносится грип, клад– клат, утюг – утюк, лев – леф, воз – вос.

2-е Если рядом стоят две согласные звонкая ц, глухая или наоборот, то в произношении первая уподобляется второй: пишется от двери, а говорится от твери, к дочери – г дочери, сделал –зделал, в тучах – ф тучах, под столом – пот столом, ножка – ношка. Но здесь есть оговорка: перед -р-, -л-, -м-, в изменение звука не происходит: с луком, к ведрам, сразу. И здесь есть исключения: мягкий – мяхкий, легкий – лехкий, Бог – Бох, здесь г меняется на х, а не на парный.

Следующее правило: звуки ч, щ всегда произносятся мягко: чашка – ч[я]шка, чародей – ч[я]родей, чаща – ч[я]ща, щавель – щ[я]вель, щука – щ[ю]ка, ощущать – ощ[ю]щ[я]ть. Исключение – помощник, всенощная.

Идем далее. Звуки ж, ш, ц всегда произносятся твердо: жевать – жэвать, шило – шыло, цинк – цынк. Слова, пришедшие из другого языка, этому правилу не подчиняются: жюри, жульен.

Идем далее. Звуки с, ш, з, ш, стоящие рядом произносятся, как двойное ш: пишется низший – произносится нишший, пишется происшествие – произносится проишшествие, пишется обросший – произносится оброшший.

Следующее правило: Звукосочетание сж-, и зж- на стыке приставки и корня произносится, как твердое и долгое –жж-: разжиреть – ражжиреть, разжать – ражжать, уезжать – уежжать, позже — пожже.

Следующее правило: Звукосочетание -зж- и -жж- в корне слова звучат, как длинное -жж-: позже – пожже, дрожжи, визжать – вижжать, на вожжах.

Далее. Звукосочетание ТЧ и ДЧ произносятся как длинные ЧЧ, например: отчет – оччет, докладчик – доклаччик.

Следующее правило: Звукосочетание ТЦ и ДЦ звучат как длинное ЦЦ, например числа дваццать, питнаццать, золоцце, оцца.

Далее. Звукосочетание -сч- и -зч- произносятся, как -щ-: исчезнуть – ищезнуть, счетчик – щетчик, счастье – щастье, смазчик – смащик.

Следующее: Звукосочетание -чн- всегда произносится, как пишется, кроме слов исключений: конечно – конешно, нарочно – нарошно, скучно – скушно, яичница – яишница. Двояко можно читать также женские отчества, например, Ильинична – Ильинишна. Двоякое звучание слов: будничный – буднишный, порядочный – порядошный, праздничный – празднишный, водочный – водошный, скворечник – скворешник, горничная – горнишная, горчичник – горчишник, подсвечник – подсвешник и, наконец, раньше произносили дачный – дашный. Обращаю ваше внимание на то, что произношение некоторых слов просто надо запомнить: дождь – дощ, церковь – церьковь.

Следующее: Если подряд идут три и более согласные, то одна из них выпадает в произношении: со(л)нце, здра(в)ствуйте, счас(т)ливый, лес(т)ница, гиган(т)ский. Есть исключения, слова, в которых произносятся все согласные: бездна, лиственница, лиственный.

Отдельной главой следует отметить, что при произношении следует обращать внимание на ударения в словах. Общих правил по этому поводу не существует. Если мы сейчас будем перечислять все ударения в словах, то объем будет превышать все эти курсы вместе взятые. Поэтому я могу порекомендовать вам специальные словари или, в крайнем случае, полагаться на собственное чувство, на интуицию. Но примеры я все-таки приведу. Например, в глаголе «спать» и «спала» ударение на последний слог, распространенное слово «деньги» лучше произносить с ударением на первый слог. Похожие существительные стол, дверь, стул, во множественном числе имеют ударения: столы – на последнюю гласную, двери, стулья – на первую гласную, то есть, без изменения.

И так подведем итог: ведущий всегда, действуя словом, не только передает мысли, но и стремится воздействовать на тех, к кому обращается, то есть, на зрителя. Этот процесс так и называется – «словесное действие». Это действие может быть эффективным только тогда, когда вам ясна цель, ради которой он действует, говорит. Только если вам ясно, ради чего вы произносите тот или иной текст, слова наполняются основным волевым посылом.

На этом урок мы заканчиваем, на следующем мы разберем практические упражнения.