Идея и тема

Идея и тема

В этом уроке мы с Вами разберем: что такое «идея» и что такое «тема». Любое художественное или документальное произведение, причем неважно – будь это книга, будь это фильм – начинается с идейно-тематического анализа.

Итак, давайте разберем, сначала, что такое «идея».

Идея – это то, что хочет сказать автор, ради чего, это – главная мысль. Также можно сказать, что идея – это способ решения тех проблем и противоречий, которые обозначил автор в своем фильме, обозначенных как тема. Итак, как мы договорились, разберем на примере фильма «Брянский-41». Т. е. его идея – показать Брянск в годы Великой Отечественной войны. В общем, идея – это то, что хочет сказать автор и ради чего.

Тема – это то, о чем данное произведение, про что, т. е. «Брянский-41» – фильм о Великой Отечественной войне.

Идейно-тематический анализ определяет смысл или главную мысль, которая излагается в любом произведении, будь это документальный фильм или художественный. Идейно-тематический анализ отвечает на вопрос: почему это происходит, и, следуя по нашему образцу ответ таков, что автор фильма «Брянский-41» хочет рассказать о Великой Отечественной войне, поэтому если вдруг Вас спросят, почему у Вас получился такой фильм, вы смело по-научному можете ответить: потому что у меня был такой идейно-тематический анализ.

Далее. Каждый фильм делится на эпизоды, и у каждого эпизода может быть свой идейно-тематический анализ. Но этот анализ должен быть подчинен главному идейно-тематическому анализу, излагаемому в фильме.

А теперь самое главное. В наше время снять обычный и простой фильм, как это было несколько десятков лет тому назад, уже не получится. В наше время у каждого фильма должно быть что-то свое, неповторимое, своя изюминка, которая отличала бы его от всех остальных, была бы оригинальна и ни на что похожа. Так вот, эта изюминка – личное ваше творчество, должна зарождаться уже в идейно тематическом анализе, когда вы решили снять свой какой-то фильм, вы уже должны видеть свою жилку, свое творчество, свою оригинальность.

Рассмотрим это положение на нашем примере. Оригинальность фильма или своя изюминка в фильме «Брянский-41» заключается в том, что там девушка развешивает поминальные фотографии и склоняет над ними голову. Этот момент мы еще будем более подробно обсуждать на следующих уроках…

Итак, чтобы фильм получился более интересным, начиная с идейно-тематического анализа, вы должны уже внести что-то свое, как мы называем это «своей изюминкой».

Итак, идем дальше.

Сугубо точного понятия идейно-тематического анализа не существует. Тема представлена как жизненный материал, который вы берете для изображения, а может быть представлена как круг жизненных явлений, который вы как художник выкладываете в своем фильме. Но тем не менее под темой следует понимать 1) некий жизненный материал или среду 2) некий объект изображения; и 3) некую эстетическую категорию. Теперь на примере фильма «Брянский-41» получается, что 1-е некий жизненный материал – это рассказ о войне, 2-е некий объект изображения – это показать войну и 3-е эстетическая категория – показать переживания, действие в этой войне. Дословный перевод слова «тема» – это то, что положено в основу, то есть, именно от темы, от идеи вы будете отталкиваться, создавая весь ваш фильм. Сама тема состоит из нескольких маленьких тем, которые объединяются общим принципом, которые подчиняются общей теме. И в каждом куске фильма, в каждом эпизоде выбирается определенное количество тем, которые объединяются в некую совокупность тем, и этот процесс называется трактовкой. Во время подобной трактовки вашего фильма или сценария фильма могут появиться несколько видений трактовки Вашего фильма. В дальнейшем это вам поможет придумать свою оригинальную тему и идею, ни на что не похожую.

Именно при грамотной трактовке вашего фильма идейно-тематический анализ начинает выполнять более практическую работу, чем научную. И получается, что тема заставляет работать уже на психологическую жизнь вашего фильма. Тема должна пронизывать все ваше творчество, и все маленькие темы должны работать на главную. Самое главное – вы должны запомнить: когда вы определяете тему документального фильма, вы все равно так или иначе сталкиваетесь с личной жизнью того или иного персонажа, того или иного героя Вашего фильма. И очень важно быть предельно этичным и корректным, поскольку вы вторгаетесь в личную жизнь конкретного человека или общества. Поэтому не ищите ничего лишнего, берите только то, что будет работать на вашу тему. В крайнем случае, если вы чувствуете, что можете чем-то обидеть, вы должны заранее об этом побеспокоиться и узнать, может ли это взятое вами обидеть вашего героя или общество. Ваша тема может, а может даже это и нужно заключаться в названии Вашего фильма. Название также может содержать не только тему, но и смысловую нагрузку. Разумеется, это для вашего фильма большой плюс, потому что человек еще до просмотра будет готов к восприятию вашего фильма.

Идея для Вашего фильма – это способ решения проблем, которые вы же в своем фильме отображаете, обозначенных как тема. Еще раз напомню, что тема – это ответ на вопрос «про что?», а идея – это ответ на вопрос «ради чего?» то есть еще раз, в фильме «Брянский-41» тема – это про войну, а идея – это показать жизнь во время этой войны. Вы должны помнить, что в каждом эпизоде свои тема и идея, отсюда мы видим, что понятие «тема» – это более точное однородное понятие, чем идея. Зато идея более располагает к творчеству, поскольку ответов на вопрос «ради чего?» может быть множество, и вам предоставляется выбор. Это, в свою очередь, тоже является трактовкой.

Таким образом, трактовка может быть самовольной иерархией тем, а еще может быть потенциально возможным разрешением темы, то есть если тема у вас одна, то идей, подходящих под вашу тему, может быть несколько.

На этом все, встретимся на следующем уроке.