Сквозное действие

Сквозное действие

Этот урок будет посвящен сквозному действию, или, как говорят по-другому, режиссерский ход.

Сквозное действие, или режиссерский ход – это то, что должно связывать весь фильм, все эпизоды единое целое. Когда на первом уроке мы говорили об «изюминке», и если тогда это было в теоретическом понятии, то режиссерский ход служит в практическом. То есть, на первом уроке в идейно-тематическом анализе вы придумали какую-то «изюминку». То на данном уроке в сквозном действии, режиссерском ходе мы будем её воплощать. Сквозное действие для фильма – это бельевая веревка, на которую хозяйки вешают выстиранное белье, а для нас «белье» – это каждый эпизод. За каждым этим эпизодом у зрителя должна возникать мысль: «А дальше, что же будет дальше?». Сквозной режиссерский ход, поэтому так и называется режиссерским, что это и есть ваша «изюминка», ваша мысль, мысль режиссера фильма. Сквозное действие, придуманное вами, должно усиливать сверхзадачу. В итоге это опять же получается, что это очередное звено в выстроенную нами цепочку еще на первом уроке.

То есть, как мы уже знаем, каждый эпизод имеет свою сверхзадачу, так вот, как раз таки с помощью сквозного действия вы должны подчинить все эти сверхзадачи главное сверхзадаче.

Одновременно сквозное действие должно раскрывать и Вашу «изюминку». То есть, сквозное действие выполняет две задачи заставить подчинить все эпизоды единой сверхзадаче и показать ваш режиссерский замысел, Вашу «изюминку» или, проще говоря, ваш режиссерский талант. Без грамотно выстроенного сквозного действия отдельные эпизоды могут выпадать из требований сверхзадачи фильма. Сквозное действие, придуманное вами, наполняет фильм оригинальными красками, делает его неповторимым, поэтому именно здесь проявляются ваши творческие способности.

Об этом мы поговорим на нашем бонусном уроке.

Итак, еще раз повторим: что если вы вставите материал, не отвечающий общей сверхзадаче фильма, то и сквозное действие может стать частично непонятым для зрителя, зритель будет отвлекаться на материал, который не соответствует главной сверхзадаче фильма, придется отдельно сосредотачиваться на вновь поставленную сверхзадачу. В итоге также ломается весь ваш режиссерский замысел, то есть, ваше творчество пойдет «коту под хвост», и зритель не поймет, что вы все-таки хотели сказать этим фильмом.

А теперь рассмотрим наш пример из фильма «Брянский-41». В этом фильме сквозным действием является девушка, которая перебирает, развешивает фотографии и скорбит по погибшим. Здесь видно, что тем самым собираются эпизоды, которые имеют свои сверхзадачи, но в итоге все они работают на достижение поставленной общей сверхзадачи.

Мы уже знаем, что каждый эпизод имеет свою сверхзадачу, которая подчиняется общей сверхзадаче. И вот, чтобы собрать все эти эпизоды и подчинить общей сверхзадаче, для этого и служит сквозное действие, или режиссерский ход. С помощью сквозного действия мы выстраиваем весь фильм так, чтобы он был подчинен общей идее, общей теме, общей сверхзадаче, общему авторскому замыслу. Чем грамотнее и интереснее мы построим сквозное действие, тем понятнее и интереснее будет наш фильм. Когда вы строите сквозное действие, вы должны видеть не по кусочкам ваш фильм, а взглянуть на фильм в целом. Тогда вам самому станет фильм более понятен, а значит, вы сможете грамотно выстроить сквозное действие, то есть Вы как бы подчиняете отдельные эпизоды единому целому, у вас в голове как бы постоянно присутствует главная мысль. Сверхзадача и сквозное действие делают как бы подвижным ваш фильм, делают активным ваш текст фильма, будь он в кадре или за кадром, и ваш текст уже переходит в действие. То есть, он начинает уже двигать все механизмы вашего фильма, то есть происходит целенаправленное действие из вашего текста. В итоге ваш фильм должен быть действенным (от слова «действие»), но для этого вы четко должны поставить себе вопросы: «Какое мое отношение к происходящему? Чего я хочу? Чем привлекает фильм?».

Идя по сквозному действию, у зрителя уже возникают вопрос «А дальше? Что же было дальше?». Конечно, выстроить фильм, подчинить его сверхзадаче, надеть все эпизоды на вашу «веревку» под названием «сквозное действие», все это не так просто. Все это практически невозможно придумать за один вечер, за один день. В процессе работы вам будут приходить все новые и новые мысли – что-то убрать, что-то добавить, что-то изменить – все это нормальный творческий процесс. Каждый раз вы можете по-новому оценивать ваш фильм, что-то может быть, сзади перейдет на первый план, а что-то с первого – на второй. Как я уже говорила, вы должны видеть фильм целиком, где вы можете сосредоточить внимание на главных эпизодах, а также сделать так, чтобы второстепенное работала на главное. В итоге вы будете проявлять свое творчество и при необходимости менять акценты в отдельных эпизодах. Как все задачи складываются в одну сверхзадачу, так и все действия в вашем фильме должны складываться в одно сквозное действие, которое направлено на достижение сверхзадачи. Станиславский писал, что необходимо, чтобы все задачи без исключения, все действия направлялись в одну точку – это сверхзадача, а собирать в эту единую точку должно сквозное действие. А вы должны помнить, что при отсутствии сверхзадачи в фильме происходит хаос и неуправляемость задач, действий, а если неграмотно и неинтересно построено сквозное действие, то фильм становится нудным и скучным. Также может случиться еще и другое негативное явление, когда Вы в фильм начнете вставлять посторонние смысл, цель. Поэтому зритель будет постоянно отвлекаться на посторонние задачи, цели, и ваш фильм станет просто непонятен. Поэтому, как уже говорилось на предыдущих уроках, все, что не работает на главную идею, главную сверхзадачу, все это нужно просто выбросить и забыть.

Итак, главную идею фильма мы находим в действиях, которые объединяет сквозным действием ваша изюминка.

Существует три понятия смысла: вечность, современность, злободневность. Нередко приходится смешивать эти три понятия. Так вот, чтобы их грамотно связать и подчинить общей сверхзадаче и существует сквозное действие.

Итак, в этом уроке, надеюсь, вы уже поняли, что сквозное действие или режиссерский ход – это практическая часть вашего творчества, которая и подчеркивает вашу индивидуальность как режиссера.