Сценический конфликт

Сценический конфликт

Во втором уроке мы поговорим о сценическом драматическом конфликте.

Сценический драматический конфликт – это то, что происходит в фильме, а не то понятие, под которым мы привыкли подразумевать ссоры между людьми. Главное, что вы должны понять, – это то, что в вашем любом фильме каждую минуту, каждую секунду должно что-то происходить, то, что должно заинтересовать зрителя. То есть, в фильме должны быть постоянные трения, в художественном фильме, в основном, это между героями, в документальном, в основном, между событиями, между фактами: один факт противоречит другому, в итоге возникает конфликт. Любой конфликт характеризуется действием, т. е. в художественном фильме – это правильные логичные действий героев, в документальном соответственно – это подчеркиванием событий, фактов, а также это могут быть последовательные логичные действия ведущего фильма, причем не имеет значения – будет это в каре или будет это за кадром.

Возвращаясь к нашему образцу, фильму «Брянский-41», действия ведущей как раз подчеркивает конфликт.

Итак, Вами запланированные действия, которые осуществляют герои и ведущий документального фильма, не должны быть ради действия, а должны быть направлены на решение конфликта. С помощью действий вы решаете конфликт.

Действие – это практическая основа вашего фильма, с помощью которого решается поставленный вами конфликт. А конфликт, в свою очередь, решает задачи, которые вы ставите в идейно-тематическом анализе. Вот такая получается цепочка…

А теперь на примере фильма «Брянский-41», где ведущая показывает конфликт в борьбе советского народа с фашистской Германией. Ведущая показывает зверства фашистов и борьбу в противостоянии этим зверствам советского народа. В итоге получается конфликт, который решается действием и отвечает задачам, поставленным в идейно-тематическом анализе. В итоге в этом фильме действиями показывается поступок, который в данном случае заостряет внимание зрителя, но об этом внимании мы с вами поговорим на следующем уроке.

Итак, в документальном фильме конфликт показывается через события, поступки, различные столкновения интересов, борьбу. Самый большой драматический конфликт в документальном фильме может происходить через столкновение мнений реальных героев. Поэтому принципу строятся различные передачи на телевидении, в основном это политические шоу, где два и более героев вплоть до хрипоты могут отстаивать свою точку зрения. Нечто подобное можно применить и в вашем документальном фильме. Когда вы показываете одного реального героя, он говорит одно, далее у вас может идти то ли согласие, то ли опровержение данной точки зрения, а далее уже другой реальный герой может излагать другую свою точку зрения. Еще ваша задача с реальными героями – показать их характер как раз с помощью того, что они говорят, а иногда даже – как они говорят. То есть, это действие и выражается в виде описываемых поступках, излагаемых конфликтах. Но если реальный герой говорит от себя, рассказывая свою точку зрения или рассказывая свою жизнь, то ведущий постоянно должен подстраиваться к той или иной точке зрения, то есть он должен или обоснованно соглашаться, или отвергать. Но очень часто, или почти всегда, ведущий выражает не свою точку зрения, а ту, которая отвечает идейно-тематическому анализу. То есть, если он соглашается или отвергает точку зрения реального героя, это не значит, что ведущий сам так считает. Итак, отличие ведущего от реального героя с точки зрения сценического конфликта в том, что реальный герой излагает свою, личную, точку зрения, а ведущий излагает то, что предусмотрено в идейно-тематическом анализе. Сценический конфликт в документальном фильме может передаваться зрителю двумя путями: 1-й когда о нем рассказывает ведущий или реальный герой, от есть рассказывает о каких-то событиях, происходивших когда-то. Но более эффективный способ это 2-й когда то, что рассказывается, еще и показывается, то есть события происходят уже как бы в реальном времени, то есть внимание зрителя захватывается больше. В фильме «Брянский-41» девушка, которая вешает фотографии – подразумевается, что она делает это в реальном времени, то есть, что она делает это тогда, во время войны, а не сейчас, спустя 70 лет. Поэтому должна быть гармония, то есть это не значит, что все события нужно показывать в реальном времени. То есть Вы должны точно распланировать, что у вас должно быть в кадре, что за кадром, что должен рассказать лично ваш реальный герой, а что вы должны рассказать за него. Именно здесь вы должны помнить, что действие и конфликт должны быть неразрывно связаны друг с другом, дополнять и усиливать друг друга.

Сценический конфликт, который призван отображать исторические и общечеловеческие противоречия или противодействия воплощается в поведении и поступках реальных героев, а также в диалогах, монологах ведущего. В диалогах, когда ведущий берет интервью, в монологах – когда он говорит сам.

С помощью сценично-драматического конфликта в своем фильме вы можете подталкивать зрителя к всестороннему воображению, то есть зритель должен представлять себе место и время действия, должен представлять и характер показанного, он должен чувствовать, испытывать определенные эмоции от того, что он видит на экране. Об этом мы еще будем, говорим в следующих уроках. Но помимо реального героя и ведущего конфликт можно также показать и обычной хроникой, а также сопроводить ее музыкой, или песней, или другими звуками.

На этом все, до встречи на следующим уроке.